"Избирательное право" урок-игра
Добавил: paramonova 21 октября 2014 08:51

 «Избирательное право»

урок – игра

 

Разработали: члены правового направления КБИ «Юный избиратель» Мартынов Е.,

Власова Д.

 

Цель урока:

-       познакомить учащихся с избирательной системой Российской Федерации;

-       выделить особенности этой системы;

-       сформировать у подростков навыки участия в избирательном процессе;

-       способствовать формированию активной гражданской позиции.

Литература:

Конституция Российской Федерации – М., 1993,

Никитин А.Ф. Право. 10–11 кл. [Просвещение] 2006 г

Ожегов С.И. Толковый словарь великорусского языка. – М., 2002,

Певцов Е.А. Основы правовой культуры. Учебник для 10 кл. – М.: 2005,

Белоновский В.Н., Гасанов К.К., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Деревянко Э.В., Ерыгин А.А. Избирательное право. Юнити Закон и право, 2007

Прудников А.С., Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право. Юнити, 2007г.

 

Начиная наш сегодняшний необычный урок, мы обратимся к понятию «выбор». Существительное «выбор» образованно от глагола «выбирать», что означает: отобрать, извлечь, взять нужное от наличного, избрать голосованием, извлечь откуда-то все без остатка, вытянуть, поднять.

Вопрос: приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова «выбирать».

Ответ:

-       отобрать нужное – книги в библиотеке;

-       извлечь – корень из числового выражения;

-       взять нужное из наличного –шарф;

-       избрать голосованием – командира класса.

Таким образом, выбор (выборы) – высказывание своего предпочтения, выявление своей ориентации, своей наклонности.

Историческое бытие рода человеческого полно примеров волеизъявлений. Причем, по мере развития общества наблюдается процесс действия от полусознательных стандартных к осмысленным и организованным политическим актам.

Например, в древней Греции глава собрания избирался на 1 год по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнять волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку.

Вопрос: оправдана ли такая система выборов?

Ответ: нет, так как часто в результате жеребьёвки у власти оказывались некомпетентные лица.

Вопрос: как выборы осуществлялись в Древнем Риме?

Ответ: в Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ-кандиду. Хотя белый цвет должен символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были иногда корыстными. Голоса избирателей они попросту покупали.

Однако это тоже пример недемократических выборов.

Несколькими веками позже выбирали на Руси.

Вопрос: на материале Отечественной истории приведите примеры выборов правительства различных уровней, а также выборы органов власти.

Ответ: в 1598 г., после смерти царя Федора Иоанновича, на Земском соборе в цари был избран его шурин Борис Годунов.

Ответ: в последний раз в русские цари выбирали Михаила Романова. Он был избран на Земском соборе в 1613 г., к концу смутного времени.

Вопрос: при каком политическом режиме граждане государства в полном объёме могут реализовать свои избирательные права?

Ответ: при демократическом режиме.

Вопрос: какие признаки характеризуют этот режим прежде всего?

Ответ: свободные и частные выборы, подчинение меньшинства большинству.

Вопрос: объясните, что такое выборы в России.

Ответ: действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией.

Вопрос: кого выбирают граждане Российской Федерации?

Ответ: Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований.

Ролевая игра «Проведение выборов».

Заранее с учащимися распределяются полномочия и роли:

·        домохозяйка,

·        гражданка иностранного государства,

·        бизнесмен,

·        студент ВУЗа, 2 курс,

·        гражданин без удостоверяющего документа,

·        гражданин, голосующий за своего друга,

·        пенсионерка с внуком.

Проигрывая ситуации участия в выборах, учащиеся отвечают на вопросы о правомерности тех или иных действий избирателей.

Затем ребята отыскивают соответствующие статьи «Федерального закона о выборах», чтобы объяснить правомерность своих аргументов.

А теперь, предположим, что вы сами пришли на избирательный участок. В помещении для голосования вас встречают члены участковой избирательной комиссии, милиционер, представители СМИ, наблюдатели.

Вопрос: скажите, с какой целью все эти люди необходимы?

-        осуществлять на практике избирательные права граждан;

-        осуществлять правопорядок;

-        контролировать правильность процедуры выборов;

-        фиксировать нарушения законодательства и выборов.

Ответ: осуществлять на практике избирательные права граждан.

Вопрос: в зале для голосования предусмотрены две двери: выход и вход. Почему?

-        для проветривания помещения;

-        чтобы при входе и выходе не было столпотворения в одну и ту же дверь;

-        не было возможных влияний одних избирателей на других;

-        в целях противопожарной безопасности.

Ответ: чтобы не было столпотворений.

Избирательное право бывает активным и пассивным.

Вопрос: в чем разница между этими правами?

Ответ: активное избирательное право – право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право – право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вопрос: объясните принципы участия в выборах гражданина Российской Федерации.

Ответ: гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе:

-        всеобщего – все, кроме категории граждан, специально оговоренных в законе, с 18 лет;

-        равного – нет преимуществ и только один голос;

-        прямого – «за» или «против» однозначно;

-        при тайном голосовании – контроль за волеизъявлением исключается.

Вопрос: какие нарушения избирательных прав вам известны?

Ответ: препятствия свободному осуществлению избирать и быть избранным путем:

·        насилия;

·        подлогов;

·        обмана;

·        угроз;

·        распространения заведомо ложных сведений о кандидатах.

Вопрос: вам предлагается решить задачи.

Задача №1: в списке партии «Икс» - 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тысяч избирателей. «Избирательный метр» (наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата) – 60 тысяч. Сколько членов партии «Икс»получат путевку в парламент по пропорциональной системе выборов?

Ответ: 5.

Задача №2: на выборах в Государственную Думу из 43 объединений и блоков, участвующих в выборах по пропорциональной системе, лишь 4 получили места в Думе. Как вы думаете, рационально ли образовывать такое большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Справедлива ли такая система?

Ответ: Такая система обеспечивает гарантии прав и свобод человека. Реализации прав и свобод не зависит от воли победившего большинства. Меньшинство продолжает активную деятельность и получает шанс победить на следующих выборах.

Подводим итоги урока-игры.

Просмотры (516)  Комментарии (0)  Форум (Общие)
Зарегистрированный
Анонимно