Образовательная программа спецкурса «Избирательное право»
Добавил: paramonova 03 января 2014 05:54

Программа спецкурса «Избирательное право» составлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период 2010 года, Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы  Федерального собрания Российской Федерации», Избирательного кодекса Белгородской области, Закона Российской Федерации «Об образовании».

Программу спецкурса составила Востокова С.Н.- заведующая кабинетом воспитательной работы СОГИУУ.

Программа рассмотрена и утверждена на НМС СОГИУУ.

Протокол № 24 от 15.09.2008.

Согласована с организационно-методическим советом при Избирательной комиссии Старооскольского городского округа.

Образовательная программа спецкурса «Избирательное право» используется в работе КБИ «Юный избиратель» МОУ «СОШ №33 с УИОП».

1. Пояснительная записка

         Гражданское общество начинается с воспитания Гражданина. В практическом решении задачи воспитания гражданина очевидна огромная роль современной школы. Именно в ее стенах закладывается основа политической культуры, гражданственности. Именно в школе человек впервые осознает себя гражданином государства и членом общества. Именно в школе существуют наиболее естественные условия для воспитания основы вдумчивого, ответственного отношения к реалиям сегодняшнего дня. 

         Программа спецкурса «Избирательное право» построена на концептуальной основе изложенной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Программа предназначена для  формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности  и личной ответственности, обучающихся в избирательном праве. В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности  к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».  Решение этих задач может быть обеспечено системным, последовательным повышением уровня правового образования и социальной активности обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Изучение основ избирательного права на базовом уровне  в общеобразовательном учреждении на сегодняшний день проходит недостаточно. У большинства старшеклассников  обнаруживается правовая безграмотность. В тоже время  современная ситуация показывает, что только активная жизненная, гражданская  позиция и позитивная инициатива каждого гражданина Российской Федерации является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение приобретает уровень политической культуры и гражданской ответственности каждого человека. Это – сложный длительный процесс становления традиций гражданской культуры. Одним из таких условий является демократическое образование, главная цель которого состоит в воспитании граждан с активной гражданской позицией, обладающих аналитическим взглядом на окружающую действительность,  готовых исполнять обязанности, которые демократия налагает на гражданина как основную составляющую гражданского общества и демократического правового государства.

         Решение этих задач возможно только лишь при условии конструктивного целенаправленного взаимодействия государства и общества, посредствам взаимодополняемости и взаимопомощи общественных и государственных структур и институтов.

         Примером такого сотрудничества является реализация данной Программы совместными усилиями Управления образования и Избирательной комиссии Старооскольского городского округа через школу «Юный избиратель». И хотя школьники в силу возрастных ограничений не могут быть включены в реальные политические процессы, происходящие в обществе и государстве, тем не менее, эти процессы, проходя перед глазами детей и подростков, все равно оказывают на них определенное воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы молодое поколение, входя в жизнь, четко ставило перед собой позитивные цели и имело все необходимые навыки для их достижения.

         Один из важнейших периодов в процессе становления личности является подростковый возраст. Именно в этот период при адекватной организации школьного и внешкольного учебно-воспитательного процесса можно помочь подростку выбрать правильное направление развития, создать условия для наиболее эффективного раскрытия его потенциала и гармоничного развития личности. Поэтому данная Программа рассчитана на подростковый возраст обучающихся, так как в этот период возможно эффективное формирование установки к осознанному пониманию природы лидерства. Такой способ анализа качеств лидера пригодится подростку как в период активного формирования своей личности, так и при достижении им избирательного возраста.   

         Основная цель «Школы юного избирателя»: формирование активной и ответственной позиции подростков – будущих избирателей и, возможно,  организаторов выборов разного уровня.

 Под правовым образованием понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

-         уважения к праву;

-         собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

-         компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

         Эти общие цели правового образования конкретизируются  в рамках избирательного права и реализуются посредством изучения данного спецкурса в «Школе юного избирателя», либо на факультативных занятиях в школе.

 Программа данного спецкурса нацелена на достижение следующих целей:

-         Освоение основных знаний в области избирательного права;

-         Овладение умением подходить к событиям  общественной и политической жизни с правовой точки зрения, используя различные источники информации;

-         Развитие правового мышления, потребности в  получении правовых знаний;

-         Воспитание  гражданской ответственности;

-         Формирование готовности использовать приобретенные знания об избирательных правах в самостоятельной жизни.

Требования к уровню освоения содержания курса

В соответствии с Программой курса школьники должны

знать: содержание, закономерности, принципы и технологии избирательного процесса, организованного в законодательной  парадигме;

- уметь:

- приводить примеры: избирательных кампаний, организаций выборов, политических ситуаций, как в стране, так и за рубежом;

- критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, вести дискуссию, договариваться, работать в команде, принимать решения в демократическом стиле.

-         описывать: действия избирательных механизмов, избирательных комиссий, ;

-         объяснять:  организацию избирательного процесса;

-          применять свои теоретические знания при рассмотрении и решении конкретных задач правоприменительной практики, возникающих а процессе организации и проведения выборов;

-         на основе анализа законодательства выработать свою собственную позицию и уметь аргументированно отстаивать ее в процессе обсуждения вопроса;

Опыт познавательной и практической деятельности:

-         работа с источниками политической информации с использованием современных средств коммуникации;

-         критическое осмысление политической информации, политический анализ общественных явлений и событий;

-         освоение типичных гражданских ролей через участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни  

    Изучение курса  проходит в рамках различных форм организации: лекции, семинары, круглые столы, дискуссии,  дебаты, индивидуальные, парные и групповые работы на занятии, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, творческие работы. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, у обучающихся появляется готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Во время предвыборной кампании  организовывать походы на избирательные участки, чтобы старшеклассники могли увидеть  предвыборную процедуру избирательных участков. Общаться с общественными и политическими деятелями, государственными служащими.

Программа курса рассчитана на годовой цикл,  не менее 30 часов, которые распределяются по усмотрению педагога.

Технология формирования избирательного права  у обучающихся представлена в схеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Содержание курса

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

1.

Избирательное право: понятие, принципы и системы

Что такое избирательное право? Содержание избирательного права. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права. Принцип равного избирательного права. Прямое избирательное право. Голосование. Система избирательного права.

2.

Источники избирательного права

Федеральные нормативные  правовые акты. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления

3.

Понятие и виды избирательных систем

Избирательная система. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная система. Система единственного передаваемого голоса. Смешанные избирательные системы.

4.

Правовой статус избирателя

Кандидат. Статус выдвинутого кандидата. Статус зарегистрированного кандидата. Статус избранного кандидата.

5.

Избирательные объединения и избирательные блоки: статус и полномочия

Понятие и виды избирательных объединений, их правовой статус. Особенности политических партий как избирательных объединений. Понятие и правовой статус избирательного блока. Полномочия избирательных объединений.

6.

Избирательные комиссии.

Система, статус, компетенция, порядок формирования и организация работы избирательной комиссии. ЦИК России. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Избирательные комиссии муниципальных образований.

7.

Институт наблюдателей.

 Статус и полномочия института наблюдателей.

8.

Избирательный процесс

Понятие, структура и основные стадии избирательного процесса.

9.

Назначение выборов

Особенности назначения выборов. Порядок назначения  очередных и досрочных выборов.

10.

Регистрация избирателей

Условия и порядок учета избирателей. Составление списка избирателей. Образование избирательных округов. Образование избирательных участков.

 

11.

Порядок выдвижения и регистрация кандидатов

Кто может выдвинуть кандидата? Кто может быть выдвинут  в качестве кандидата? Порядок выдвижения кандидатов.

12.

Предвыборная агитация

 Понятие предвыборная агитация. Субъекты предвыборной агитации. Агитационный период. Формы и методы предвыборной агитации.

13.

Разрешение избирательных споров и ответственность за нарушения избирательных прав.

Понятие и классификация избирательных споров Предмет избирательных споров. Субъекты избирательных споров. Порядок разрешения избирательных споров. Судебное рассмотрение избирательных споров. Конституционно-правовая ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность.

13.

Голосование и определение результатов выборов.

Избирательный бюллетень для голосования. Досрочное голосование. Подсчет голосов и составление протоколов об итогах голосования. Государственная автоматизированная  система Российской Федерации «Выборы»

14.

Муниципальное избирательное право

 Муниципальное  избирательное право в системе избирательного права Российской Федерации. Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регулирование. Назначение муниципальных выборов. Муниципальный избирательный процесс.

3. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
  2. Баглай М.В..  Конституционное право Российской Федерации, Норма., 2007
  3. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления».
  4. Федеральный закон от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  7. Головин А.Г. Избирательное право России. Норма, 2007 г.
  8. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005
  9. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. 2007г.
Просмотры (475)  Комментарии (0)  Форум (Общие)
Зарегистрированный
Анонимно